14.06.2012

ОСАГО. Как получить выплату страхового возмещения


Что делать, если произошло ДТП? Куда обращаться? Как правильно оформить документы, и в какие сроки страховая компания должна провести выплату страхового возмещения?
С такими вопросами сталкивается каждый водитель, который попал в ДТП. Попробуем разобраться.
Первое, на что я хочу обратить внимание, это наличие полиса автогражданки. Водители на месте совершения ДТП должны обменяться данными по Полису. В наш век технологий Полис можно просто сфотографировать. Если под рукой нет фотографирующего устройства, стоит переписать полное название страховой компании, которая выдала полис, фамилию, имя, отчество страхователя, срок действия полиса, информацию о застрахованном автомобиле. Все эти данные, возможно, будут необходимы в дальнейшем.
Если же Вы повредили другое чужое имущество, а не автомобиль, то так же дайте данные собственнику поврежденного имущества, что бы он мог обратиться в Вашу страховую компанию за страховой выплатой.
В практике не редко встречаются случаи
, когда на месте ДТП показывают полис, по которому застрахована ответственность другого водителя, Полис уже не действителен, вписан не тот автомобиль и т.д., что впоследствии негативно сказывается как на страхователе, так и на пострадавшем лице.
Второе,  это решить есть ли смысл вызывать ГАИ. Закон разрешает заполнить Европротокол и отказаться от вызова автоинспекции на место ДТП.
Такой вариант возможен, если:
- оба участника ДТП согласны составить Европротокл;
- оба участника застраховали свою ответственность;
- нет травмированных или умерших лиц;
- оба участника уверенны в трезвости друг друга;
- оба участника согласны с обстоятельствами ДТП.
После заполнения уведомления (европротокола) о ДТП без участия ГАИ, водители могут разъехаться с места ДТП. В свою очередь, обязанность уведомить страховую компанию о случившемся с водителей не снимается. В случае принятия решения о выплате страхового возмещения пострадавшему лицу может быть выплачена сумма, не большая, чем установлен граничный  максимальный уровень МТСБУ. На сегодняшний день эта сумма составляет 10 000,00 грн. на одного потерпевшего. К 2013 году планируется поднятие этой суммы до 25 000,00 грн. на одного потерпевшего.
Заполнение европротокала с одной стороны экономит время участников ДТП, позволяет не вызывать ГАИ, а значит не будет составлен протокол и виновному водителю не придется платить штраф за нарушение ПДД, но с другой стороны, если повреждения имущества пострадавшего лица превысят  лимитированную сумму, то разницу между возможной выплатой страховой компании и лимитом нужно будет погасить виновнику ДТП. Кроме того, если автомобили застрахованы по КАСКО и договор не предусматривает льготу, позволяющую не вызывать ГАИ на место ДТП, то водитель, заполняя европротокол, не сможет рассчитывать на выплату по КАСКО. Урегулирование события в рамках ОСАГО будет осуществляться на общих основаниях, независимо заполнялся или нет европротокол.
Таким образом, прежде чем решить заполнять ли европротокол стоит взвесить все «за» и «против».
Если же водитель принимает решение вызывать ГАИ, то Законом на ГАИ возложена ответственность регистрировать все данные о ДТП с учетом фиксирования информации, которая будет необходима страховой компании для урегулирования события. Так же ГАИ должна содействовать страховщикам и МТСБУ в расследовании страховых событий.
Третье – уведомление своих страховщиков о случившемся событии.
Водители, которые попали в ДТП, обязаны в трехдневный срок уведомить страховую компанию, в которой был приобретен полис  о случившемся ДТП. Норма закона предусматривает, что обращение должно быть обязательно письменное, заполненное по форме, определенной МТСБУ, срок исчисляется в рабочих дня. Такое уведомление каждый участник ДТП подает в свою страховую компанию. Кроме того, участник ДТП должен указать, где находиться его автомобиль и поврежденное имущества третьего лица, предоставить свои контактные данные.
Норма Закона предполагает цивилизованное общение и идеальные страховые события. Но жизнь многогранна, и случится может всякое. Поэтому я совету всем участникам ДТП обязательно обратиться в свою страховую с уведомлением (независимо от того, заполнялся ли европротол), а потом, если есть уверенность в своей невиновности, уже обращаться в страховую виновника с заявлением на выплату страхового возмещения. Это важно, например, в случае обоюдной вины водителей, когда будет проводиться пропорциональная выплата страхового возмещения.
Если же случилось так, что по уважительной причине водитель не смог уведомить страховую компанию о событии, то нужно представить документ, это подтверждающий, например, больничный, командировочный лист или другие документы.
Для водителя, который окажется виновным в ДТП, нарушение этого срока без уважительной причины повлечет за собой регрессный иск со стороны страховой компании.
Четвертое -  срок сохранения имущества в поврежденном состоянии.
Закон определяет такой срок 10 рабочими днями. Это время дается страховщику для того, чтобы он мог направить своего представителя для осмотра поврежденного имущества. Если же в этот срок представитель страховщика не явился, то пострадавшее лицо может самостоятельно начинать процедуру определения размера убытка, а страховщик в свою очередь будет вынужден согласиться с предоставленными документами и проводить выплату на их основании.
Срок начинает течь со дня, следующего за днем уведомления страховщика о событии. Сделаю оговорку, что такое уведомление должно поступить от собственника поврежденного имущества. По заявлению только одного виновного водителя и без заявления пострадавшего лица страховщик не сможет начать урегулирование события, но все возможные запросы по заявлению страхователя сделать обязан.
Поврежденный автомобиль виновника ДТП так же не спешите ремонтировать, возможно, у страховщика возникнут вопросы и будет необходимо провести трасслогическую экспертизу. Хотя Закон и не предусматривает, но все же направьте страховщику письменное уведомление о том, что Вы приступаете к ремонту своего авто. Как показывает практика, такое уведомление не редко спасало собственника автомобиля от излишних затягиваний с выплатой страхового возмещения или отказа в выплате, на основании того, что автомобиль начали ремонтировать до осмотра оценщиком.
Пятое – заявление на выплату страхового возмещения.
Такое заявление подает пострадавшее лицо, либо лицо, которое имеет право на страховое возмещение. Закон предлагает подать такое заявление на протяжении 30 календарных дней со дня подачи уведомления о ДТП. Формулировка «на протяжении» позволяет подать заявление и уведомление в один день, чтобы ускорить процесс получения страхового возмещения. Все предложения страховщика написать заявление на выплату после определения суммы убытка или получения каких-либо документов будут нарушать Ваше право подать заявление на протяжении 30 дней. С момента получения уведомления о событии страховщик обязан в два рабочих дня начать процедуру урегулирования страхового события и отправить все запросы во все инстанции, которые могут помочь в расследовании страхового события.
Так же не стоит забывать, что Закон предусматривает норму, по которой заявление о выплате страхового возмещения должно быть подано не позднее одного года с момента ДТП, если речь идет об имуществе и не более трех лет, если речь идет о жизни и здоровье людей.
Шестое – срок получения страхового возмещения. Страховое возмещение должно быть выплачено в течении 15 календарных дней с момента согласования размера страховой выплаты с пострадавшим лицом. Закон не говорит о форме такого согласования, но я все же советую письменную форму с детальным указанием всех позиций, а так же с детализированным расчетом. Отказать в письменном согласовании суммы страховщик не может.  
Общий срок урегулирования события не может превышать 90 календарных дней от даты подачи заявления о выплате страхового возмещения. Поэтому, чем быстрее пострадавшее лицо подаст заявление о выплате, тем быстрее начнется отсчет этих 90 дней.
При этом за страховщиком остается право задержать выплату в случаи просрочки подачи необходимых документов со стороны пострадавшего лица на срок такой просрочки. Так же урегулирование по делу может быть приостановлено, если ведется судебное следствие.
Страховщик имеет три рабочих для того, чтобы письменно уведомить заявителя о принятом решении относительно выплаты страхового возмещения.
Выплата страхового возмещения проводится по безналичному расчету.

                                                                                                                           



5 комментариев:

  1. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  2. Доброго времени суток. Помогите в борьбе со страховой. ДТП. я потерпевшая сторона. Все сделал по закону и в установленные сроки ( заявление о ДТП, справки, калькуляция с СТО, независимый оценщик, оригиналы чеков - отрамонтировался сам) НО !!! кроме одного - я не подал заявление на возмещение ущерба. Как мне сказали в страховой - его бланк дадут после рассмотрения, прошло уже 2 месяца от дня ДТП, понимаю, что тянут они вот этим заявлением, то начальник не расписал, то не пришли документы и т.д. а время выплаты отсрачивается (заявление должен был написать в течение 30 дней). У меня к Вам вопрос - могу ли я сам написать заявление и отправить в страховую?? в законе я видел необходимые параметры для написания этого заявления. НО, все-таки есть ли стандартная форма такого заявления? И не откажет ли страховая принимать такое мое заявление?
    Заранее благодарен
    С ув. Владимир

    ОтветитьУдалить
  3. Закон содержит норму о необходимости подать извещение о наступлении события, которое в последствии может быть признано страховым (один документ) и о необходимости подать непосредственно заявление на выплату страхового возмещения (другой документ). Норма о том, что заявление на выплату подается после сбора полного пакета документов или по истечении какого-либо срока, или когда "позвонит" страховая в Законе отсутствует! Таким образом страховая нарушила Ваше право на получение страхового возмещения вовремя, и сознательно затягивает выплату страхового возмещения.
    Вы имеете полное право написать заявление на выплату сейчас и подать его в страховую как лично (тогда на Вашей копии заявления Вам обязаны поставить входящий номер) так и отправить заказным письмом с уведомлением (тогда вернувшееся уведомление будет подтверждением получения Вашего заявления страховой. В уведомлении пометьте, что это было заявление на выплату страхового возмещения). Какой-либо стандартной формы заявления на выплату не существует, главное, что бы в нем были отображены все параметры согласно Закона. Так же, заявление на выплату Вы могли были подать и в день подачи уведомления о страховом событии, что от Вас и утаила страховая компания.

    ОтветитьУдалить
  4. Что делать,в августе 2012 произошло ДТТ. В мой автомобиль, нарушив правило проезда равнозначных перекрестков
    (помеха справа) врезался Москвич, причинив мне ущерба на более 35,000грн.
    Он был застрахован по ОСАГО в СК Добробут.В сентябре 2012 был суд, его признали виновником ДТП,
    оштрафовали на 340 грн. После суда, я подал в его СК все необходимые документы, а сам за свои деньги,
    взявшие в кредит отремонтировал свой автомобиль. Прошло 3 месяца с момента подачи документов в СК,
    но от СК ни ответа ни привета, в Кривом Рогу закрылись все их филиалы, в Киевском офисе отвечают что все
    выплаты СК Добробут заморожены.
    Еженедельно созванивался со Ск на протяжении всех 3-х месяцев я понял, что мои документы за весь срок
    скорее всего даже не рассматривались. 15.11 2012 обращался в письменном виде к Моторо транспортное бюро, Госфинуслуг Украины, но
    ниоткуда не получил ответа.

    ОтветитьУдалить
  5. Вопрос по срокам выплаты страховой компенсации по ОСАГО. В законе указано в течении 15 дней с момента подачи заявления но не позже 90 дней. Во первых страховая отказывалась принимать заявление якобы по причине отсутствия документов. Какие законные обстоятельства должна иметь страховая что бы затягивать выплату до 90 дней? Есть ли комментарии к закону по этому поводу?

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...